Отправимся-ка мы ненадолго в путешествие в один замечательный город, где тут и там возвышаются разноцветные дома с красными черепичными крышами и красочными витринами магазинов. Это совершенно необыкновенный город, потому что здесь можно купить любую игрушку или книжку, даже такую, какую невозможно себе и вообразить. Кругом то и дело снуют блестящие автомобили, громко сигналя и пугая прохожих, стучат по рельсам трамваи, галдят наглые вороны и лазают по мусорным бакам дворовые коты. Они охотятся за рыбными головами, которыми их регулярно снабжает повар местной столовой.
А вон в скверике на скамейке сидит маленький мальчик — насупленный, сердитый или нет, пожалуй, еще немного и он заплачет. Мама купила ему тот красный грузовик, который он увидел в магазине детских игрушек через дорогу. А сейчас машина лежит на боку с разбитой фарой в грязной луже, а мама стоит рядом, то и дело размахивая руками, и что-то сердито и громко говорит. Что же случилось с этим мальчиком и его грузовиком?
В доме, где живет семья малыша, ему выделили самую просторную светлую комнату, а как же иначе? У мальчика накопилось столько игрушек, сколько не было ни у одного ребенка в их славном городе. Игрушки буквально некуда было складывать. На полках, висящих на стене возле окна, стоял отряд оловянных солдатиков с кавалерией и несколькими пушками. И у всех 35 солдатиков что-нибудь да было сломано, — у кого сабля погнулась, у кого пуговицы на камзоле отвалились, или лошадь потеряла подкову, а у некоторых служивых были очень серьезные повреждения, например, не было руки или ноги. И ведь не в бою получили они такие ранения, просто мальчик так не аккуратно обращался со своими игрушечными друзьями, кидал их, швырял, что ни одной целой даже самой маленькой игрушечки или не изорванной и измятой книжечки не осталось.
Чуть поодаль сквозь стеклянные дверцы шкафа выглядывали десятки разноцветных глаз: потрепанные плюшевые медведи — маленькие и побольше; жирафа с рваным синим бантом на длинной шее; собаки всех пород и расцветок, какие без ошейника, у некоторых оторвалась лапка, а у одного, по прозвищу Пират, на мордочке красовался всего один глаз. Были и еще какие-то звери, что стояли чуть глубже на полке так, что их трудно было разглядеть. В комнате тут и там высились сундуки, коробки, корзины с конструкторами, кубиками, мозаикой и прочими некогда занятными играми, а теперь играть в них было неинтересно, потому что многие детали давно потерялись или сломались. Кругом на полу, под кроватью и даже на подоконнике были разбросаны машинки всех размеров и цветов, каких там только не нашлось бы: и грузовики, и трактора с прицепами, и гоночные автомобили, и старинные модели, и строительная техника. Абсолютно у всех не было то колеса, то стекло разбилось, то дверцы не открывались или же вовсе отсутствовали.
Играть поломанными игрушками никому не интересно. Мальчику все время было скучно, он хныкал, приставал к маме, мешая ей заниматься домашними делами. Тогда она или папа шли в магазин за новенькой машинкой или чем-нибудь еще, что просил мальчик. Но новой игрушка оставалась недолго. У малыша было так много всего, что он не ценил ни одну вещь, зная, что родители купят ему еще, стоит только попросить. Подаренная игрушка быстро надоедала, и мальчик бросал ее, как и все предыдущие, ломал, и ему снова становилось скучно. Вот и сейчас с красным грузовиком все повторилось в точности, как и всегда.
Неизвестно сколько бы еще безобразничал маленький проказник, если вскоре ни произошло одно интереснейшее событие. Однажды мальчик проснулся раньше обычного. Накануне папа принес ему подарок — новенькую железную дорогу с поездом и 4 вагонами в придачу. Он еще в упаковке стоял у кровати, и малышу не терпелось поиграть в новую игрушку. Он быстро достал поезд из коробки, начал было прикреплять вагоны и… У поезда сразу же отвалились колеса, повыскакивали пружины, поотлетали шестеренки, погнулись крыши у вагонов! Вот это поворот! Мальчик удивленно смотрел на поломанную игрушку и через минуту заплакал от обиды. Он ведь не успел поезд даже на рельсы установить, а он взял и развалился! Его рассказам о том, что новая игрушка вдруг ни с того ни с сего сломалась сама, никто не поверил, и родители в наказание оставили малыша без сладкого.
Но на этом странная история не закончилась. Мальчик пошел в ванную: сначала сломался его маленький стульчик, на который он забирался, чтобы почистить зубы, потом любимая синяя щетка, как только малыш взял ее в руки, разломилась пополам, а из тюбика с зубной пастой вытекло все содержимое. За завтраком все в точности повторилось и с тарелкой, треснувшей сразу, как только малыш притронулся к ней, с вилкой — у нее погнулись зубья, а у любимой чашки с зайчонком отлетела ручка. Малыш не смог нарисовать подарок маме на ее день рождения, потому что карандаши не хотели рисовать, а листок бумаги сам измялся и прыгнул в мусорное ведро. Не мог одеться, чтобы выйти погулять, потому что пуговицы от рубашек и брюк отлетели, рукава порвались, а на штанине растеклось вдруг огромное чернильное пятно. Не мог поиграть — все его старые и новые игрушки сами собой разваливались на маленькие детальки сразу, как только оказывались у мальчика в руках. Все, к чему прикасался несчастный ребенок, ломалось, билось, растрескивалось, гнулось и рвалось. Он уже был бы и рад ничего не ломать, да только теперь это у него никак не получалось.
Мальчик сидел в своей комнате и горько плакал. Что же, что теперь будет? Никогда-никогда он не сможет больше играть и веселиться, не порадуется подаркам родителей, не пойдет гулять с мамой в сквер. Переживал так мальчик, горевал да и уснул. Вдруг сквозь сон слышит в шкафу с игрушками какую-то возню. Малыш притворился спящим, а сам прислушался…
— Уйдем от негодного мальчишки, убежим, не будем с ним дружить! — шептались медведи.
— Точно, точно, он нас не любит, не бережет, не нужны мы ему, видно, — вторили оловянные солдатики.
— Никто не станет с таким хулиганом больше играть, мы уж точно не станем, лучше сами поломаемся, чем он нас разобьет! Впредь будет знать, что с друзьями так не поступают! — сердито рычали своими моторами машинки.
Мальчик так испугался, подскочил и закричал: «Простите меня, простите! Не уходите, не ломайтесь! Никогда больше вас бить и бросать не буду, стану играть аккуратно, буду беречь! Честное слово!» Побежал заплаканный малыш в ванную, а щетка зубная целехонька в стаканчике себе стоит. В кухне чашка с зайчонком на полочке и ручка на своем месте. Вернулся к себе в комнату, а возле кровати стоит новенькая железная дорога с поездом и 4 вагонами. «Так это мне все приснилось!» — радостно захлопал в ладоши мальчик.
Аккуратно открыл коробку с поездом, подсоединил вагоны и поставил на рельсы. И играл долго-долго, а когда наскучило, очень бережно убрал на место. Вечером, когда родители вернулись с работы домой, малыш побежал их встречать:
— Пап, мам, помогите мне мои сломанные игрушки починить, пожалуйста.
Мама с папой очень удивились.
— С тобой все в порядке малыш, ты не заболел? — забеспокоилась мама.
— Мы тебе новые купим, только их-то уж не ломай, — ответил папа.
— Нееет, не нужны мне новые, я своих старых друзей ни на кого не променяю, — улыбнулся мальчик.
Машинки и солдатиков папа с малышом отремонтировали вместе. Мама пришила медведям и собакам лапы, хвосты и все, что у них еще было оторвано. С тех пор мальчик не сломал ни одной игрушки, не бросил в лужу ни одной машинки, ни старой, ни новой, что иногда покупали ему родители. Он знал теперь, как бывает грустно одному, когда у тебя совсем нет игрушек, и никто не хочет с тобой дружить.